e:---------------------------1-2-1--------------------------- B:-----------------------2-4-------4-2----------------------- G:-----------------1-3-4---------------4-3-1----------------- D:-----------1-3-4---------------------------4-3-1----------- A:-----1-2-4---------------------------------------4-2-1----- E:-2-4---------------------------------------------------4-2- Это мажорная гамма F#. Как видите, она начинается со второго лада струны Е, что и является нотой F#. Возьмите картинку, на которой нарисовано расположение нот на грифе, распечатайте/срисуйте и положите на самое видное место - ох как пригодится. Сыграли? Как у нас со скоростью? Небось, все струны прижимали указательным пальцем? Попробуйте так: кроме того, что в этой табуляции цифры обозначают лады, они еще обозначают и пальцы (левой руки, конечно), которыми эти лады зажимать (указательный - 1, средний - 2 и т.д, слава богу, 5 нигде не встречается). Вот и играйте - средний-мизинец-указательный-средний-мизинец. Расплетайте пальцы и снова играйте. Желательно тонким медиатором. Если захотите сыграть от какой-нибудь другой ноты, просто передвиньте всю табуляцию по грифу. Если же думаете, что все это - детские игры, и к жизни это ни с какого боку не приложишь, вспомните, к примеру, песню Нирваны The Man Who sold The World. Там ненавязчиво играются 2 мажорные гаммы - C и F. Гамме F# соответствует вот такое арпеджио: e:-------------2------------- B:-----------2---2----------- G:---------3-------3--------- D:-------4-----------4------- A:---1-4---------------4-1--- E:-2-----------------------2- Здесь пальцы левой руки чередуются так: 2 - 1 - 4 - 3 - 2 - 1 - 1 - 1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2. Когда подбираетесь к первым двум струнам, стройте малое баррэ - зажмите их обе на втором ладу указательным пальцем. И вот такое ломаное арпеджио: e:------------------------------------- B:------------------------------------- G:-----------------3-3----------------- D:-----------4---4-----4---4----------- A:---1-4-1-4---4---------4---4-1-4-1--- E:-2---------------------------------2- Тут уж пальчики используйте как вам удобно. Наконец, хроматическая гамма (гамма, в которую входят все 12 полутонов): e:-------------------------------------------------0- B:---------------------------------------0-1-2-3-4--- G:-------------------------------0-1-2-3------------- D:---------------------0-1-2-3-4--------------------- A:-----------0-1-2-3-4------------------------------- E:-0-1-2-3-4----------------------------------------- Их название, опять же, происходит от первой ноты самой гаммы. Например, F минорная играется так (внизу отмечены пальцы: 1 - указательный, 4 - мизинец):
Комментарии излишни, старайтесь только, чтобы все нотки были одинаковыми и равнозвучными. Если вы это уже сыграли, то не забудьте, что данной гамме соответствует следующее арпеджио в F-миноре: e:-------------1------------- B:-----------1---1----------- G:---------1-------1--------- D:-------3-----------3------- A:-----3---------------3----- E:-1-4-------------------4-1- Последние три ноты удобнее брать с малым баррэ. А вот ломаное арпеджио: e:------------------------------------- B:------------------------------------- G:-----------------1-1----------------- D:-----------3---3-----3---3----------- A:-----3---3---3---------3---3---3----- E:-1-4---4---------------------4---4-1- Как видите, без второго пальца, зато мизинец работает как следует. Следующая очень важная вещь для гитариста - так называемая пентатоника (если не ошибаюсь, китайский музыкальный строй), ее очень полезно разучить для дальнейших импровизаций - гоняйте как хотите, в любую сторону, с любой ноты и в любой последовательности, но сначала отработайте оригинал: e:-7-5----------------------- b:-----7-6-5----------------- G:-----------7-4-2----------- D:-----------------4-3-2----- A:-----------------------5-2- E:--------------------------- А теперь пройдитесь в другую сторону. Затем туда-сюда и... тренеруйтесь, тренеруйтесь! Следующее упражнение очень рекомендует соло-гитарист группы "MetallicA", говорит, что играет его каждый день в качестве разминки для пальцев: e:-8-7-6-5----------------------------------------- B:---------8-7-6-5--------------------------------- G:-----------------8-7-6-5------------------------- D:-------------------------8-7-6-5----------------- A:---------------------------------8-7-6-5--------- E:-----------------------------------------8-7-6-5- В этом упражнении самое главное - играть без напряга для пальцев: как только почувствуете усталость, сделайте передышку (в каком-то американском самоучителе говорилось: "при боли в пальцах немедленно сделайте перерыв, при необходимости обратитесь к врачу"). Затем попробуйте сыграть в одну и другую сторону по очереди, затем комбинацию на каждой струне (-8-7-6-5-) по два раза вверх. И вниз... И вверх... И вниз... Упражнения для тех кто хочет играть металл и трэш: е:--1-1-1-1-2-2-2-2-3-3-3-3-4-4-4-4 пальцы: 1 2 3 4 так по всем струнам до Е когда закончите переходите \!!/ Е---...........4-4-4-2-2-2-2-3-3-3-3-4-4-4-4-5-5-5-5т.е. смещаетесь на полтона вверх(1 лад) и опять по всем струнам только теперь вниз. Начинаете с умеренного темпа небыстро но уверенно и постоянно разгоняетесь к концу упражнения (е--....5-5-5-5) вы должны играть 16-е ноты не спрашивайте что это - долго объяснять просто очень быстро и еще в таких стилях над нотной (табулатурной) записью встречается р.м. или х ( не путайте последний с полным глушением!) это вид глушения называется мьют (palm muting) в принципе это и переводится как глушение Делается : слегка (именно слегка не надо прессинговать струны) прижмите струны правой рукой (может одну струну) и играйте ноту или аккорд звук получается довольно интересный (если вы делаете привильно вы сразу вспоминаете кучу характерных для этого приёма ваших любимых песен) главно не глушить совсем и не говорить что сложно, это просто. |